Урок-практикум.

 

Тема урока: Односоставные предложения.

 

Цели урока:

 

а) формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, научить пользоваться односоставными предложениями в тексте;

б) развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему, совершенствовать умения выполнять тестовую работу;

в) приобщать учащихся к культуре.

 

I.                    Оргмомент. Формулировка задач урока.

 

 

Слайд 1

 

II.                 Практикум.

 

Задание 1. Вспомним теоретический материал.

 

ü      Какие предложения называются односоставными?

ü      Назовите типы односоставных предложений.

 

Далее работа по повторению ведется с использованием презентации. Заголовки слайдов показываются после ответа ученика.

 

ü      Докажите, что представленные на слайде предложения, односоставные.

ü      Назовите способ выражения главного члена предложения.

ü      Сделайте вывод о типе односоставных предложений.

 

 

 


Слайд 2

 

Слайд 3

 

Слайд 4

Слайд 5

 

Слайд 6

 

Задание 2. Компьютерное тестирование.

Работа с материалами компьютерного комплекса "1С: Репетитор. Русский язык" (тема "Односоставные предложения"). Работа с тренировочной частью программы.

Результаты тестирования анализируются, разбираются случаи, вызвавшие наибольшее затруднение.

 

Задание 3.

 

Вы справились с определением типа односоставных предложений, когда задания были составлены из набора отдельных предложений. Гораздо труднее это делать в тексте.

Следующее задание составлено по типу тех, что предлагаются на ЕГЭ. Основано оно на тексте о художнике Серове В.А.

 

Слайд 7

 

Всмотритесь в его автопортрет.

 

Один ученик читает текст. Затем ребята самостоятельно выполняют задание.

 

В.А.Серов Автопортрет, 1880-е годы

(1) Жил на русской земле художник – Валентин Александрович Серов. (2) Давно нет тех, кто был с ним знаком, встречался. (3) Но, когда они жили, когда можно было поговорить, скажем - с П.Д.Кориным, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: "А что было главным в Серове-человеке?" – отвечали не задумываясь: "Достоинство".

(4) Оно органично проявлялось во всем: в манере держаться, в желании и нежелании общаться, в немногословности…

(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу непросто. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть, натура – открытая, честная. (9) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…

(11) В современной Серову художественной среде замечали: "Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, вежливым достоинством".

(По Е.Г.Киселевой)

 

 

 

 

 

 

1.      В каком предложении содержится тема текста?

1)                 3

2)                 4

3)                 8

4)                 11

2.      Определите стиль и тип речи.

1)                 научный стиль,                          описание

2)                 публицистический стиль,        рассуждение

3)                 художественный стиль,                        повествование

4)                 научный стиль,                          рассуждение

3.      Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

1)                 3

2)                 4

3)                 8

4)                 9

4.      Из 5 предложения назовите словосочетание, в котором использована связь согласование.

5.      Среди предложений 1 - 5 назовите сложные предложения, в которых одна из частей является односоставным безличным предложением.

6.      Какой из типов односоставных предложений встретился среди предложений 5 – 10?

1)                 назывное

2)                 определенно-личное

3)                 обобщенно-личное

4)                 неопределенно-личное

 

Задание 4.

 

Потренируемся в использовании односоставных предложений в тексте.

Перед вами репродукция одной из самых известных картин Серова В.А. – "Девочка с персиками".

Слайд 8

Выполните ее описание, включая в сочинение разные типы односоставных предложений.

По окончании творческой работы прослушиваются и рецензируются 2-3 сочинения.

 

Подведение итогов урока.