ЛЕКСИКА

ВАРИАНТ I

1. Укажите неверное утверждение:

а) лексика — словарный запас языка;

б) каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение;

в) слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений;

г) антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи;

д) старославянизмы — группа исконно русских слов;

е) жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

а) справа;                      

б) судьба;                      

в) играла; 

г) у брата;  

д) ворота;

е) красота.

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

а) золотой медальон;                 г) хвост кометы;

б) пустая голова;                         д) быстрый бег;

в) говор ручья;                             е) цветущий сад.

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:

а) металлургический завод — завод часов;

б) тихий голос — тихая погода;

в) идут торги — идут часы;

г) счастливый брак — заводской брак;

д) корень слова — корень растения;

е) мягкий знак — мягкий климат.

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в скороговорке

Мы ели-ели линьков у ели, их еле-еле у ели доели:

а) омоформы;     б) омофоны;      в) омографы.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), 6), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соот­ветствуют пропущенным в словах буквам:

 

а)

б)

в)

г)

д)

сп..шите к нам   

е

и

е

и

и

сп..шите задание  

е

и

и

е

е

зап..вать песню   

е

и

е

и

е

зап..вать молоком

е

и

и

е

и

7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

а) эпитет;      б) олицетворение;     в) метафора.

Природой здесь нам суждено

 В Европу прорубить окно (А. С. Пушкин).

8. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответ­ствующие антонимы из правого столбика:

1)  бедная                                       а) маленькая;

растительность —                  б) скромная;

в) пышная;

2)  богатый опыт —                   а) ничтожный;

б) убогий;

в) скудный;

3)  волшебный голос —              а) божественный;

б) раздражающий;

в) безропотный;

4) полный ответ —                       а) пустой;

б) частичный;

в) жирный.

9. Укажите предложение, в котором синоним к слову исчезнуть является стилистическим.

А. Множество людей пропало без вести во время войны.

Б. Многие слова утратили свое первоначальное значение.

В. С появлением первых лучей солнца туман разве­ялся.

Г. Куда запропастилась эта книга?

 

10. Найдите предложения, в которых для создания художествен­ных образов используется антитеза.

А. Твой милый образ, незабвенный, он предо мной вез­де, всегда... . Тютчев).

Б. Где стол был яств, там гроб стоит (Г. Державин).

В. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем... (М. Лермонтов).

Г. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (А. Чехов).

Д. О как мучительно тобою счастлив я... (А. Пушкин).

11. Подберите к словам из левого столбика соответствующие по употреблению слова из правого столбика:

1) одеть —                                а) пальто;

б) ребенка;

в) на голову;

2) объемная —                       а) книга;

б) сумка;

в) информация;

3) дипломатичная —             а) нота;

б) женщина;

в) служба;

4) дефективные —                 а) люди;

б) деньги;

в) книги.

12. Укажите строку, в которой все слова являются заимствован­ными:

а) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля;

б) ватрушка, жнец, мичман, галстук;

в) медальон, мольберт, либретто, гитара;

г) пудинг, квас, одуванчик, хоккей.

13. Найдите строку, в которой все слова являются старославя­низмами:

а) город, одежда, брег, един;

б) град, одёжа, берег, один;

в) город, одёжа, берег, один;

г) град, одежда, брег, един.

14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

А. Майор Ковалев приехал в Петербург по надобнос­ти... (Н. Гоголь).

Б. Тут же стоял окольничий, приставленный к полю  (А. К. Толстой).

В. Страшись, о рать иноплеменных! (А. Пушкин).

Г. Видит око, да зуб неймет (И. Крылов).

Д. Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях по­падал (А. Пушкин).

15. Определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из правого:

1) космонавт;          а) устаревшее слово;

2) ультразвук;         б) общеупотребительное слово;

3) интернет;             в) неологизм.

4) паровоз;

5) ликбез;

6) инвестиция.

16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.

А. Настал день, назначенный для судного поединка (А. К. Толстой).

Б. По базам мычали, не наевшись молодой зеленки, коровы (М. Шолохов).

В. В Москву переведен через мое содейство (А. Грибо­едов).

Г. Увы! Куда ни брошу взор — везде бичи, везде желе­зы... (А. Пушкин).

17. Найдите слова, относящиеся к лингвистическим терминам:

а) паронимы;       в) баллада;        д) полисемия;

б) хорей;              г) сарказм;        е) фабула.

18. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях:

а) архаизмы;     

б) диалектизмы;  

в) жаргонизмы;

г) профессионализмы.

Слушай сюда, дело глухо, надо сматываться.

Давай только без закидонов, ладно?

 


ЛЕКСИКА

ВАРИАНТ II

1. Укажите неверное утверждение:

а) центральная единица лексикологии — слово;

б) лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой;

в) могут быть лексические и контекстуальные синони­мы;

г) различаются омонимы полные и частичные;

д) архаизмы и неологизмы составляют пассивный сло­варь языка;

е) многие заимствованные слова имеют русские сино­нимы.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамма­тическое значение:

а) крестьяне;

б) поле;

в)в море;

г) насекомое;

д) накануне;

е) нигде.

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова упот­реблены в переносном значении:

а) черные мысли; 

б) седой старик;  

в) искры костра;  

г) рев водопада;

д) тянутся дни;

е) красный закат.

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова явля­ются омонимами:

а) годы прошли — воины прошли;

б) площадь треугольника — городская площадь;

в) крутой кипяток — крутой характер;

г) сборка конструкции — сборка на юбке;

д) строевой лес — строевая песня;

е) холодное молоко — холодный взгляд.

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в пред­ложении

Лет до ста расти нам без старости (В. Маяковс­кий):

а) омоформы;           

б) омофоны;             

в) омографы.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соот­ветствуют пропущенным в словах буквам:

 

а)

б)

в)

г)

д)

ч..стота колебаний  

и

а

и

а

е

ч..стота белья       

и

е

а

и

е

посв..тить фонарем  

е

и

я

е

я

посв..тить идее      

е

я

и

я

е

7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

а) эпитет;

б) олицетворение;

в) метафора.

О чем ты воешь, ветер ...

О чем. ты сетуешь безумно? (Ф. И. Тютчев).

8. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответ­ствующие антонимы из правого столбика:

1) полное ведро —      а) частичное;

б) худое;

в) пустое;

2) разные вкусы —     а) однотипные;

б) тождественные;

в) схожие;

3) сильное чувство — а) вялое;

б) неубедительное;

в) слабое;

4) громкая слава —    а) незаметная;

б) неслышная;

в) слабая.

9. Укажите предложение, в котором синоним к слову легко яв­ляется стилистическим.

А. Играючи он поднимал двухпудовую гирю.

Б. Несложно справиться с данной задачей.

В. Он безболезненно перенес дальний перелет.

Г. Она свободно владела несколькими языками.

10. Найдите предложения, в которых для создания художествен­ных образов используется антитеза.

А. Люблю я пышное природы увяданье... (А. Пушкин).

Б. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка).

В. Не знаю, жить мне много или мало, иду я к свету иль во мрак ночной... (В. Брюсов).

Г. Пришел мой час, пришла моя пора. Свалилась с плеч тяжелая гора (В. Смирнов).

Д. Минувшего нельзя нам воротить, грядущему нельзя не доверяться (А. Фет).

11. Подберите к словам из левого столбика подходящие по упот­реблению слова из правого столбика:

1)воинская —             а) наука;

б) обязанность;

в) разведка;

2) годичные —           а)оценки;

б) кольца;

в) доходы;

3) проступок —         а) неблаговидный;

б) честный;

в) невольный;

4) цветовая —             а) фотография;

б) гамма;

в) ручка

12. Укажите строку, в которой все слова заимствованные:

а) флот, шайба, картофель, брат;

б) кладовая, кочерга, абажур, аркан;

в) вексель, деньги, карнавал, комедия;

г) капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло.

13. Найдите строку, в которой все слова являются старославя­низмами:

а) глава, хождение, ворота, ягненок;

б) голова, хожу, врата, агнец;

в) голова, хождение, ворота, ягненок;

г) глава, хождение, врата, агнец.

14 Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

А. Кто-то держал развернутый судебник (А. К. Тол­стой).

Б. В толпе могучих сыновей, с друзьями, в гриднице высокой Владимир-Солнце пировал... (А. Пушкин).

В. Все море — как жемчужное зерцало (И. Бунин).

Г. Шуми, шуми, послушное ветрило... (А. Пушкин).

Д. Царь двумя перстами брал обритых за щеку (А. Н. Толстой).

15. Определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из правого:

1) продналог;             а) устаревшее слово;

2) акваланг;                б) общеупотребительное слово;

3) аэроплан;               в) неологизм.

4) эквалайзер;

5) маклер;

6) программирование.

16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.

А. Восстань, пророк, и виждь, и внемли... (А. Пушкин).

Б. Поговорив, казаки разошлись по куреням (Н. Го­голь).

В. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут... (А. Пушкин).

Г. Торчавшие копья и рогатины принадлежали оприч­никам (А. К. Толстой).

17. Найдите слова, относящиеся к литературоведческим терминам:

а) полногласие;    в) имажинизм;    д) аффикс;

б) ремарка;           г) оканье;             е) фразеологизм.

18. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях:

а) архаизмы;         в) жаргонизмы;

б) диалектизмы;   г) профессионализмы.

       А цена ему — лимон.

Полный облом: уперся рогами в землю — и ни в какую.

 


ЛЕКСИКА

ВАРИАНТ III

1. Укажите неверное утверждение:

а) части речи выделяются на основе определенной общ­ности лексического и грамматического значений сло­ва;

б) могут быть лексические и контекстуальные омони­мы;

в) омоформы, омофоны и омографы обладают призна­ками омонимии;

г) могут быть контекстуальные антонимы;

д) среди неологизмов встречаются и устаревшие слова;

е) историзмы и архаизмы в речи используются по-раз­ному.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамма­тическое значение:

а) умница;       

б) города;       

в) отличница;     

г) папаша;     

д) листва;  

е) осина.

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова упот­реблены в прямом значении:

а) защита диссертации;

б) класс работает;       

в) чувство локтя;     

г) переход через горы;

д) играли Шекспира;

е) простые люди.

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова явля­ются омонимами:

а) коренной житель — коренной вопрос;

б) человек худой — характер худой;

в) больной заснул — больной ребенок;

г) спутник Марса — спутник в дороге;

д) пачка папирос — пачка балерины;

е) звезда эстрады — звезда на небе.

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в пред­ложении

Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима (В. Маяковский):

а) омоформы;    

б) омофоны;     

в) омографы.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), о), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соот­ветствуют пропущенным в словах буквам:

 

а)

б)

в)

г)

д)

дружеская к..мпания   

а

о

а

о

а

нефтяная к..мпания    

а

о

о

а

о

приятный компл..мент

и

е

е

и

и

компл..мент в сыворотке

и

и

е

е

и

7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

а) эпитет;

б) олицетворение;

в) метафора.

Ворон ворону в ответ:

«Знаю, будет нам обед...» (А. С. Пушкин).

8. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответ­ствующие антонимы из правого столбика:

1) тонкая работа —                  а) толстая;

б)топорная;

в)заметная;

2) простой фасон —                а) сложный;

б) бедный;

в) ювелирный;

3) сильный художник —          а) неубедительный;

б) заурядный;

в) поверхностный;

4) суровый тон —                      а) легкий;

б) мягкий;

в)тихий.

9. Укажите предложение, в котором синоним к слову чувство­вать является стилистическим.

А. Сегодня ей нездоровится.

Б. Он ощутил прилив небывалой силы.

В. Почуяв опасность, зверь притаился.

Г. Мы пережили то же, что и они.

10. Найдите предложения, в которых для создания художествен­ных образов используется оксюморон.

А. И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (М. Лермонтов).

Б. Будь счастлива несчастием моим (М. Лермонтов).

В. О, если б я нищ был! Как миллиардер! (В. Маяковс­кий).

Г. Мы села — в пепел; грады — в прах; в мечи — сер­пы и плуги (В. Жуковский).

Д. Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб сно­ва уйти (Г. Поженян).

11. Выберите из слов в скобках слово, соответствующее слово­сочетанию:

1) сделать ( а) фасонистую, б) фасонную ) стрижку;

2) сохранить ( а) статус, б) статут ) великой страны;

3) у него ( а) скрытые, б) скрытные ) друзья;

4) ни на чем не ( а) обоснованные, б) основанные ) пре­тензии;

5) учащийся ( а) окончил, б) закончил ) школу.

12. Укажите строку, в которой все слова являются исконно рус­скими:

а) свеча, солнце, утюг, тулуп;

6) браслет, ласточка, сестра, овраг;

в) кружево, корзина, невод, зодчий;

г) ребенок, сказка, шуба, зонтик.

13. Найдите строку, в которой все слова являются старославя­низмами:

а) здравый, мощь, добродетель, чуждый;

б) здоровый, мощь, зима, чужой;

в) здравый, мочь, добродетель, чужой;

г) здоровый, мочь, зима, чуждый.

14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

А. По прошествии немногих лет он был избран губер­натором... (Ю. Нагибин).

Б. В тот же час Петр отдал приказ воеводам (А. Пла­тонов).

В. Всем до казначейства есть дело, а он — душа каз­начейства (М. С.-Щедрин).

Г. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вмес­те учились! (А. Чехов).

Д. Барин с гувернанткой рыбу ловят-с (А. Чехов).

15. Определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из правого:

1) фломастер;                         а) устаревшее слово;

2) компьютер;                         б) общеупотребительное слово;

3) свингер;                               в) неологизм.

4) нарком;

5) маркетинг;

6) видеомагнитофон.

16. Укажите предложение, в котором диалектизмы не встречают­ся.

А. Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тонень­кий (И. Тургенев).

Б. Там ведь есть бучило, знаешь, оно еще все камы­шом заросло (И. Тургенев).

В. За высоким яром виднелась за городьбой крыша бани (В. Распутин).

Г. Взалкал отец Федор. Захотелось ему богатства (И. Ильф и Е. Петров).

17. Найдите слова, относящиеся к литературоведческим терминам:

а) плеоназм;      

б) аорист;

в) триолет;

г) парадигма;

д) амфибрахий;

е) сонорный.

18. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях:

а) архаизмы;     

б) диалектизмы; 

в) жаргонизмы;

г) профессионализмы.

Ну, ты даешь, в натуре!

Я в полном отпаде!