ПРОСТОЕ   ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ГЛАВНЫЕ И  ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1.     Определите, простое предложение или сложное:

а) простое;           б) сложное

 

1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сде­лать сам.

2. Тебе не снится, и мне не уснуть,

3. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

4. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

5. Из дома регулярно приходили письма, и нам было спокойно.

6. Жилище мое обросло случайными, но интересны­ми вещами.

7. В воздухе чувствуется запах вёсны, и в школах го­товятся к экзаменам.

8. Он выдержал экзамен и был принят в институт.

9. Здесь, как гласит предание, был густой лес.

10. Ночь подобралась незаметно» окутавши землю тем­ной вуалью.

 

2.     Укажите, чем выражено подлежащее:

а) существительным;       д) причастием;

б) местоимением;            е) междометием;

в) числительным;            ж) словосочетанием.

г) глаголом;

 

1. Мы с Аликом принялись за работу.

2. Подойти к зверю было страшно.

3. Пять не делится на два.

 

3.     Определите вид сказуемого:

а) простое глагольное;

б) составное глагольное;

в) составное именное.

 


1. Я буду долго гнать велосипед.

2. Швецовы пришли в себя от неожиданности.

3. Всем хотелось принять участие в вечере,

4. Мы должны были пересечь равнину.

5. Сейте разумное, доброе, вечное.

6. Осень пришла дождливая и холодная,

7.  В вагоне оказалось пусто и темно.

8. Рад учиться языку.

9. Он был мастером на все руки.

10. Пять плюс пять будет десять.


 

4.     Укажите, чем выражено сказуемое:

а) существительным;

б) прилагательным;

в) глаголом;

г) глаголом + существительным;

д) глаголом + прилагательным;

е) глаголом + глаголом;

ж) прилагательным + глаголом.   

                 


1. Сегодня месяц как светлый серп.

2. Пять подбитых танков являются результатом боя.

3. Пойду погуляю в сад.

4. Он горел желанием поскорее уехать.

5. Ветер был встречный.

6. Девушка бродит такая унылая.

7. Жизнь прекрасна и удивительна.

8. Я слышу веселую речь.

9. К полночи Зарево погасло.

10. Я всегда готов вам помочь.


 

5.     Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и ска­зуемым:

а) нужно;            б) не нужно.

 


1. Книга источник знаний.

2. Пруд как блестящая сталь.

3. Бедность не порок.

4. Ртуть тоже металл.

5. Сады сажать жизнь украшать,

6. Дважды два четыре.

7. Путешествие это та же книга.

8. Мой рабочий день десять часов в сутки.

9. Чтение вот лучшее учение.

10. Март только начало весны.


6.     Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова:

а) подлежащим;

б) сказуемым;

в) дополнением;

г) определением;

д) обстоятельством;

е) не является членом предложения.

 


1. Льет в окошко зимний месяц золотистый свет.

2. Сменила мудрость молодости пыл.

3. Я начал разыскивать потерянную клюшку.

4. Каждый звук случайный я ловлю пытливо.

5. Желание наказать обидчика было очень сильно.

6. Сначала читал, затем решал.

7. Мы шли в течение всего дня.

8. Врач запретил мне читать лёжа.

9. На столе стояла шкатулка из серебра,

10. Я не видел реки великолепнее Енисея.


 

7.     Определите тип простого предложения:

а) односоставное;    б) двусоставное.

 


1. Открой нам, отчизна, просторы свои.

2. Шесть лёт войны запомнил шар земной.

3. Каких только звуков не услышишь в песне скворца!

4. Героя в бой водила песня.

5. Жить и верить это замечательно.

6. Танк, почерневший в объятьях пожара.

7. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.

8. Легкие облака на рассвете.

9. Пахнет вербой и смолою.

10. Травою запахло душистою.


 

8.     Укажите вид односоставного предложения:

а) определенно-личное;

б) неопределенно-личное;

в) обобщенно-личное;

г) безличное;

д) назывное.

 


1. Люблю грозу в начале мая.

2. Нас угостили ужином.

3. Начало смеркаться.

4. Приятная прохлада.

5. Повеяло теплым ветром.

6. Уж не увидимся больше.

7. Минут через пять Мишку впустили.

8. Цыплят по осени считают.

9. Помнишь рощу над рекой?

10. Не стоит спешить с ответом.


 

9.     Определите, полное или неполное предложение:

а) полное;                                 б) неполное.

 


1. В простоте слова — самая великая мудрость.

2. Литературу люблю до самозабвения.

3. Перед нами небывалые пути.

4. Перед боем на рассвете тишина.

5. Истоптанные танками снега.

6. Над землей рассвета позолота.

7. В песнях молодость наша.

8. Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы,

9. Только вместе мы выдюжим тяжесть годов.

10. Даже в пустяках надо быть правдивым.


 



ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1.     Определите, простое предложение или сложное:

а) простое;          б) сложное.

 

1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам.

2. Допевали петухи, ночь мешалась с днем.

3. Прошел час, другой, а мальчик все не возвращался.

4. Задул суховей и высушил землю.

5. Было знойное лето, пахло резедой.

6. Снегирь сидел на ветке, плавно качающейся на ветру.

7. Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.

8. Ученые заинтересовались находкой, и начались рас­копки кургана.

9. Глеб, я это знал, учился в гимназии.

10. Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

 

2.     Укажите, чем выражено подлежащее:

а) существительным;      д) глаголом;

б) прилагательным;        е) наречием;

в) числительным;            ж) словосочетанием.

г)местоимением; 

                            


1. Наше завтра непредсказуемо. 

2. Дед с матерью шли впереди.

3. Прошло два дня.

4. Кто стучится в дверь ко мне?

5. Черное море прекрасно в любую погоду.

6. Петь с чужого голоса всегда плохо.

7. Непогода мешала уборке урожая.

8. Бывалые поучали молодых.

9. Десять делится на два.

10. К славному подвигу каждый готов.


 

3.     Определите вид сказуемого:

а) простое глагольное;

б) составное глагольное;

в) составное именное.

 


1. Вся комната янтарным блеском озарена.

2. Погода была не из приятных.

3. Раннюю песню запел жаворонок.

4. Брат стал студентом института.

5. Деревья продолжают желтеть.

6. Он хотел дышать чистым воздухом.

7. Я долго буду петь.

8. Непосеянные зерна не взойдут.

9. В зной рад бродить в березовой роще.

10. Он был мастером на все руки.


 

4.     Укажите, чем выражено сказуемое:

а) существительным;

б) прилагательным;

в) глаголом;

г) глаголом + существительным;

д) глаголом + прилагательным;

е) глаголом + глаголом;

ж) прилагательным + глаголом;

з) фразеологизмом.

 


1. Мы сделали усилие продвинуться дальше.

2. Он отлично умеет плавать.

3. Я рад встретиться с вами.

4. Он казался болтливым.

5. Зинаида ходила по всем комнатам.

6. Ольга чувствовала приближение весны,

7. Пристально глядя в окно, он постучал.

8. Мы вам ничего не должны.

9. Расстояние не помеха для друзей.

10. С него все как с гуся вода.


 

5.     Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и ска­зуемым:

а) нужно;            б) не нужно.

 


1. Волга величайшая река.

2. Птицы наши лучшие помощники.

3. Хорошая книга точно беседа с человеком.

4. Пять да шесть одиннадцать.

5. Тигр животное чрезвычайно красивое.

6. Прилет грачей признак начала весны.

7. Попытка не пытка, спрос не беда.

8. Весна всему начало.

9. Людская молва что морская волна.

10. Счастье это быть с природой.


 

6.     Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова

а) подлежащим;

б) сказуемым;

в) дополнением;

г) определением;

д) обстоятельством;

е) не является членом предложения.

 

1. Вальсы играет гармонь вдалеке.

2. Шепчут губы чье-то имя.

3. Вследствие дождей дороги размыло.

4. Ночь на миг дыханье задержала.

5. Он поторопился, потому и ошибся.

6. Он просил нас зайти к нему.

7. Сбылась, мечта увидеть Париж.

8. С горы хорошо видно мой дом и школу.

9. С утра мы решили заняться делом.

10. Байкал — самое глубокое в мире озеро.

 

7.     Определите тип простого предложения:

а) односоставное;               6) двусоставное.

 

1. Тополь рукой мохнатой в наше стучит окно.

2. Не забывай родные дали.

3. Принесли к врачу солдата только что из боя.

4. Есть в мире сотни, замечательных явлений.

5. Юность склонна к быстрым обобщениям.

6. Обожаю всяческую жизнь.

7. Быть грозе великой.

8. Не хочется забывать вчерашний дивный день.

9.  Опалило ивушку грозою.

10. Я воспитан природой суровой.

 

8.     Укажите вид односоставного предложения:

а) определенно-личное;       

б) неопределенно-личное;  

в) обобщенно-личное;

г) безличное;

д) назывное.

                                


1. Вот письмо сына.

2. Словом можно полки за собой совеет.

3. Мне грустно.

4. Сильнее кошки зверя нет.

5. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

6. Светает.

7. В поселке строят новый дом.

8. Слезами горю не поможешь.

9. Век живи — век учись.

10. Приятно пахнет черемухой.


 

9.     Определите, полное или неполное предложение:

 а) полное;                                 б) неполное.

 

1. Над лесной поляной ночная звезда.

2. В нежном небе серебристом комом облако неви­данной красы.

3. Дремлет в русле река от истока до устья.

4. Отсветы березовой коры.

5. На подушке — елки тень резная.

6. Охватило вею душу тревогами.

7. Предчувствую отрадное свиданье.

8. За лесом необъятная равнина.

9. Ночь бесприютна звездна и черна.

10. После ливня — ни грозы, ни ветра.