11 класс                  Прочитайте текст и выполните задания А1-А6; В1-В8; С1

 

Возврат к Пушкину

(К 75-летию со дня его кончины)

 

(1)Его ещё нет, но его так хочется, этого возвращения. (2)Правда, прошёл уже

…суд глупца и смех толпы холодной, –

который надвигался на Пушкина при жизни и торжествовал свои триумфы в 1860 – 1870 годах. (3)Пушкин поставлен на своё место – место первого русского поэта. (4)Но это всероссийское признание, торжественное и национальное, почти государственное, наконец, признание литературное и учёное – не то, о чём мечтается и что нужно. (5)Если бы Пушкин не только изучался учёными, а вот вошёл другом в наши дома, – любовно прочитывался бы, нет – трепетно переживался бы каждым, он предупредил бы и сделал невозможным разлив пошлости в литературе, печати, который продолжается вот лет десять уже.

(6)Пушкин – это покой, ясность и уравновешенность.

(7)Пушкин – это какая-то странная вечность. (8)В то время как романы Гёте уже невозможно читать сейчас или читаются они с невыносимым утомлением и скукою, «Пиковую даму» или «Дубровского» мы читаем с такой живостью и интересом, как если бы они теперь были написаны. (9)Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. (10)Это – чудо. (11)Пушкин нисколько не состарился; и когда Достоевский, и Толстой уже несколько устарели, устарели по самой нервозности своей, по идеям, по взглядам некоторым, Пушкин ни в чём не устарел. …

(12)…Все возрасты взяты Пушкиным; и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки. (13)И всё немногословно. (14)О как всё коротко и многодумно! (15)Пушкина нужно «знать от доски до доски», и слова его:

          Над вымыслом слезами обольюсь –

есть завещание и вместе упрёк нам – его благородный, не язвительный упрёк. (17)Заметьте ещё: ничего язвительного на протяжении всех его томов! (18)Это – прямо чудо… (19)А как он негодовал! (20)Но ядом не облил ни одну свою страницу. (21)Вот почему он так воспитателен и здоров для души. (22)Во всех его томах ни одной страницы презрения к человеку. (23)Мусора, сора, зависти – никаких «смертных грехов»… (24)Какая-то удивительно чистая кровь – почти суть Пушкина.

320 слов (В.В. Розанов)

 

А1. Какая фраза объясняет, благодаря какому своему качеству Пушкин, по мнению Розанова, «воспитателен и здоров для души»?

1) Каждому возрасту он сказал скрытые думки.

2) «Над вымыслом слезами обольюсь» – есть завещание и вместе с тем упрёк всем нам.

3) А как он негодовал!

4) Во всех его томах ни одной страницы презрения к человеку.

А2. В каком абзаце развивается только одна микротема?

1) в первом (предложения 1 – 5)

2) в первом и четвёртом (предложения 1 – 5, 12 – 25)

3) в третьем (предложения 7 – 11)

4) в четвёртом (предложения 12 – 25)

А3. Определите стиль и тип речи текста.

1) публицистический стиль; рассуждение

2) научный стиль; рассуждение

3) публицистический стиль; описание

4) разговорный стиль; описание

А4. Какое из перечисленных слов употреблено в тексте в прямом значении?

1) разлив (предложение 5)

2) течение (предложение 9)

3) утешение (предложение 12)

4) мусор (предложение 23)

А5. В какой паре предложений местоимение ВЕСЬ используется как средство связи?

1) 11 и 12

2) 12 и 13

3) 13 и 14

4) 21 и 22

А6. Какое из перечисленных языковых средств выразительности автор использует в каждом абзаце?

1) индивидуальное словообразование и словоупотребление

2) ряды однородных членов, включающих синонимичные слова и словосочетания

3) неполные предложения

4) восклицательные частицы

 

Ответы к заданиям В1-В4 запишите словом (-ами)

В1. Из 3-го абзаца выпишите отглагольное прилагательное, образованное с помощью суффикса причастия.

В2. Напишите номер(-а) предложения(-й) из первых трёх абзацев (предл. 1 – 11), в котором слово ЭТО является служебной частью речи.

В3. Из предложений 12 – 15 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В4. Назовите тип связи, который используется в словосочетании С НЕВЫНОСИМЫМ УТОМЛЕНИЕМ.

 

Ответы к заданиям В5-В8 запишите цифрами

В5. В последнем абзаце найдите предложение, которое является полным простым односоставным безличным. (Напишите его номер.)

В6. Напишите номер(-а) предложения(-й) первого абзаца (предл. 1 – 5), где тире стоит между подлежащим и сказуемым.

В7. Найдите в первом абзаце предложение с обособленным согласованным определением. (Напишите его номер.)

В8. Сколько простых предложений входит в состав сложного предложения 8?

 

С1. Напишите сочинение-рассуждение (рецензию или эссе) на основе прочитанного текста. Определите жанр текста, назовите темы, которые развивает автор. Прокомментируйте заголовок (обратите внимание на время создания текста). Выскажите своё мнение о содержании текста: считаете ли вы проблемы, поставленным В.В. Розановым актуальными в наше время; разделяете ли вы точку зрения автора по этим проблемам. Расскажите, в чём совпадает и в чём не совпадает ваше восприятие творчества Пушкина с авторским. Отметьте языковые средства, создающие своеобразие стиля В.В. Розанова.