Сложноподчиненные предложения(СПП)

ВариантI

1.                   Укажите неверное утверждение.

А.   В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).

Б.    В СПП части связываются при помощи союзов или союзных  слов.

В.    Союзы и союзные слова не являются членами предложения.

Г.    В СПП от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.

2.                   Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).

А.   Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.

Б.    Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.

В.    Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.

Г.    В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.

3.                   Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.

А.   Я сказал, что люблю осенний лес.

Б.    Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.

В.    Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.

Г.    Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косят.

Д.    Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.

4.                   Найдите СПП с пунктуационными ошибками.

А.   Дети знают, что такое благодарность и умеют сохранять ее надолго.

Б.    Люблю, когда молодой лиственный лес оденется и кругом тесно обступит елку.

В.    Мы не думали, что он убежит так далеко и, поджидая его, стали кидать камнями по реке.

Г.    Федька нахлобучил фуражку, всунул книги за пазуху, чтобы не промокли, и ушел.

5.                   Найдите СПП с несколькими придаточными. Составьте схемы.

А.   Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой  или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

Б.    Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

В.    Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

Г.    Ночь была так черна, что, вплотную столкнувшись, нельзя было видеть друг друга.

6.                   Укажите СПП с последовательным подчинением.

А.   Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!                 

Б.    Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.

В.    Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.

Г.    Когда, утомленные ходьбой, они воротились в свою каморку, из штаба прислали вестового, сообщившего, что связь налажена.

7.                   Укажите предложение, соответствующее схеме:

А.   Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою.

Б. Он в испуге схватил сына за руку и смотрел ему в глаза, стараясь убедиться, что это он, что это не лукавый призрак.

В.    Все, что построено на земле, принадлежит тем, кто строил.

Г.    Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.

8.                   Укажите правильный ответ.

А.   Туман перед рассветом сделался прозрачным.

Б.    Туман перед рассветом сделался прозрачным

В.    Туман перед рассветом сделался прозрачным

Г.    Туман перед рассветом сделался прозрачным

9.                   Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

а)            б)            в)            г)

Ко..ентатор                  м             мм          м             мм

Гости..ая                      нн           н             н             нн

Пе..имист                     сс            сс            с              сс

Э..ект                            ф             фф          фф          ф

10.               Укажите правильный разбор слова по составу:

а)    замочек                ;              в)            замочек                ;д)           замочек                ;             

б)    замочек                ;              г)             замочек                ;е)           замочек                .

 


Сложноподчиненные предложения (СПП)

ВариантII

 

1.                   Укажите неверное утверждение.

А.   Части СПП связаны подчинительной связью.

Б.    При однородном подчинении каждая часть отделяется запятой.

В.    Придаточное предложение может стоять впереди главного, после него, может разрывать главное.

Г.    В СПП выделяются главное и придаточное предложение.

2.                   Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).

А.   Все березы на дожде как бы радостно плачут.

Б.    Перед восходом солнца в лесу стало еще холоднее.

В.    Так как сильно лил дождь мы не могли выйти из палатки.

Г. Часы только что глухо пробили один раз.

3.                   Укажите СПП, в которых союзное слово связывает придаточное предложение с главным.

А.   В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.

Б.    Мы знали, что трудно выполнить эту работу.

В.    Когда включили свет, комната показалась большой и нарядной.

Г.    Посмотри, какая мгла в глубине долин легла.

Д.    Вспомни, что не все еще спето.

4.                   Найдите СПП с пунктуационными ошибками.

А.   Собаки услышав, что кто-то идет, с лаем бросились нам навстречу.

Б.    В темноте я проверил, опущены ли шторы затемнения, и зажег свет.

В.    Я приду и, если вы что-нибудь не поняли, объясню вам.

Г.    Я надел перчатки, чтобы не обжечь руки, и сняв кастрюлю с керосинки, слил воду.

Д.    Я сказал, что пошутил, и, подойдя к своей постели, юркнул с головой под одеяло.

5.                   Найдите СПП с несколькими придаточными.

 А.  Лодка едва двигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.

Б.    И где бы ни жил я, что бы ни делал, пред Родиной вечно в долгу.

В.    В жаркие июльские дни, когда город, окруженный со всех сторон степями, изнывал от солнца и уличной трескотни, здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада.

Г.    О соловьях рассказано так много, что трудно сказать новое, никому не известное.

6.                   Укажите СПП с однородным подчинением.

А.   Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то в ней есть верных тридцать.

Б.    Чем ближе подходит катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.

В.    Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

Г.    Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

7.                   Укажите предложение, соответствующее схеме:

А.   Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула, думая, что он сорвется.

Б.    Но судьба послала мне человека, который случайно открыл мне, что ты воспитываешься у Палицына, что он богат, доволен, счастлив.

В.    Сережа догадывался, что его пытаются разглядеть через окно, и нарочно встал так близко к двери, чтобы его нельзя было увидеть.

Г.    Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса.

8.                   Укажите правильный ответ.

А.   Ей было негде встать, и она решила не входить в комнату.

Б.    Ей было негде встать, и она решила не входить в комнату.

В.    Ей было негде встать, и она решила не входить в комнату.

Г.    Ей было негде встать, и она решила не входить в комнату.

9.                   Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

а)            б)            в)            г)

Электр..фикация                        о             и             и             о

Аккмп..нировать                       а              о             а              о

Ор..ентироваться                       е              е              и             и            

Инт..нсивный                             ы             е              е              ы

10.               Укажите правильный разбор слова по составу:

а)    комочек               ,замочек               ;              в )           комочек               ,замочек               ;

а)    комочек               ,замочек               ;              а)            комочек               ,замочек               .