Комбинированный урок

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

 

Цели:      углубить знания о сложноподчиненном предложении, повторить и закрепить в сознании учащихся главные признаки, по которым выделяется придаточное предложение;

               дать понятие о классификации сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, последовательном, однородном, параллельном подчинении.

 

Ход урока:

I.                    Оргмомент.

II.                 Проверка усвоения изученного материала.

Задание №1. Работа с компьютерной программой "1С Репетитор. Русский язык". Выполнение упражнения, направленного на формирование умения разграничивать грамматические факты.

Указать, из каких частей состоит данное предложение.

Задание №2. Работа с компьютерной программой "1С Репетитор. Русский язык". Определить, какая часть в данном сложноподчиненном предложении является главной, а какая – придаточной..

Последовательность действий ученика фиксируется программой, и, если нужно, она помогает ему (в случае необходимости ученик может обратиться к странице учебника).

 

По окончании работы с компьютерной программой "1С. Русский язык" учитель задает вопросы:

1)       По каким признакам выделяется придаточное предложение?

2)       Что может пояснять придаточное предложение?

Анализируются результаты теста (по % выполнения задания, зафиксированного программой), разбираются случаи, вызвавшие наибольшие затруднения.

 

Задание №3.

Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Подчеркните все члены предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы.

 

1.        Я пок..зал письмо Марь.. Ивановн.. ________ нашла его столь убедительн..м и трогательн..м ________ не сомневалась в успехе его. (А. Пушкин)

_________________________________________________________________________________________________

2.        Автор увер..н _______ есть читатели такие любопытные ________ пож..лают узнать план и внутренн..е ра..пол..жение шкатулки. (Н. Гоголь)

_________________________________________________________________________________________________

3.        Читатель вероятно уже догадался __________ дочь Кирилы Петровича ________ сказали мы ещё только несколько слов есть героиня наш..й повест.. . (А. Пушкин)

_________________________________________________________________________________________________

4.        Здесь Ноздрёв захохотал тем звонким смехом __________ зал..вает..ся только свежий здоровый человек _________ все до одного выказываются белые как сахар зубы дрожат и прыгают щ..ки. (Н. Гоголь)

_________________________________________________________________________________________________

5.        И я ..жёг всё _________ покл..нялся покл..нился всему __________ ..жигал. (И.Тургенев)

_________________________________________________________________________________________________

6.        Вдруг получил он в самом деле от управителя доклад ___________ дядя при смерти в постел.. и с ним проститься был бы рад. (А. Пушкин)

_________________________________________________________________________________________________

7.        Офицеры оживили общество _____________ до того времени состояло только из судьи живш..го в одном доме с какою-то диакон..цею и городнич..го рассудительн..го человека но спавш..го решительно весь день от обеда до вечера и от вечера до обеда. (Н. Гоголь)

_________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

III.               Объяснение нового материала.

Предыдущее задание подготовило учеников к восприятию новой темы: они практически увидели строение сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

1. Материал § 209 "Теории" не может быть освоен учащимися путем самостоятельного чтения. Здесь обязательно объяснение учителя с чётким выделением главного принципа классификации предложений с несколькими придаточными. Этот главный принцип (признак деления, основание деления) заключается в вопросе: к чему относятся придаточные предложения – только к главному предложению или последовательно одно придаточное к другому.

Для объяснения данной темы можно использовать презентацию.

Ученики анализируют предложенные конструкции, выделяют грамматические основы предложений, доказывают, что предложения являются сложноподчиненными, определяют место главной и придаточных частей, особенности их присоединения.

 

Слайд 1

 

Слайд 2

Слайд 3

 

Слайд 4

 

Слайд 5

 

2. Чтение § 209 "Теории". Выяснение и разъяснение непонятных вопросов.

 

3. Устное выполнение упражнения № 445.

1)       Прочитайте предложения.

2)       Назовите главную и придаточные части.

3)       К какому предложению относится первое придаточное, второе придаточное? На какие вопросы они отвечают? Какое значение имеют? Что поясняют?

4)       Определите вид подчинения придаточных.

 

4. Письменное выполнение упражнения № 447.

Запишите сложноподчиненные предложения, расставляя знаки препинания.

Составьте схемы предложений, определите вид подчинения придаточных. Объясните выделенные орфограммы.

 

 Я знаю   что  вечером к тебе придут те кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит.

 

 главн.                           прид.                                                    прид.                                           прид.

Я знаю,   что  вечером к тебе придут те, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит.

[ –  =], (что =  –), (кем  = ) и (кто  =).

              что?                      кто?              кто?                                                   

 

6. Работа с тестовой программой.

Определите вид связи придаточных предложений с главным:

1)     последовательное подчинение

2)     однородное подчинение

3)     параллельное подчинение

 

1.        Сажая деревцо, и тем я веселюсь, что если от него сам тени не дождусь, то внук мой некогда той тенью насладится.

2.        Когда поезд проходил мимо Бреста, шел такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать за окнами.

3.        Не думай, что все пропели, что бури все отгремели.

4.        Я чувствовал, что в душе моего приятеля есть что-то, что он хранит про себя.

5.        Самые богатые люди не те, кто получал много, а те, кто как раз щедрей всех других раздавал себя людям.

6.        Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом всегда бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое темное время.

7.        Ему показалось, что никогда он еще не слышал, чтобы ветер свистел и выл так злобно.

8.        Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестает стучать маятник, это будит сонного.

9.        Пока он говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.

10.     Если надо родиться поэтом, то надо родиться и народным, чтобы выразить своею личностью харак­теристические свойства своих соотечественников.

 

11.     Укажите, какое предложение соответствует данной схеме ( –  = ), [ = ], ( = ) и ( =  – ).

Знаки препинания не расставлены.

 

1)     Если б вместо Надежды был у меня сын я не думал бы что будет со мною под старость.

2)     Когда батюшка очнулся то увидел что лежит на камне и что вокруг его суетятся слуги.

3)     Никак не поймешь кто вы такой на самом деле и не знаешь как с вами держаться.

 

По окончании работы тестовая программа подводит итоги и выставляет оценку на основании правильного выбора учеником варианта ответа.

Подведение итогов.

Самостоятельно сформировать ответ на вопросы: какие виды подчинения придаточных существуют и каков алгоритм их определения.

 

Домашнее задание.

Подготовить рассказ на лингвистическую тему (по материалам § 209).

Выполнить упражнение № 449.

Литература.

1.      Бабайцева В.В. Русский язык. Теория.5-9 классы. – М.: Дрофа, 2001.

2.      Бабайцева В.В. Беднарская Л.Д. Русский язык. 9 класс: Рабочая тетрадь для школ с углубл. изучением русского языка . – М.: Дрофа, 2000.

3.      Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М.: Дрофа, 2003.

4.      Русский язык. Практика. 9 класс / Под ред. Пичугова Ю.С.. – М.: Дрофа, 2001.